
«Закон	и	Cправедливость»,	Молдова	–	общее	дело	

• Бартош	Крамек,	Gazeta	Wyborcza	
• Bruksela,	29.04.2019	

	

«Открытый	Диалог»	выиграл	судебный	процесс	против	«Gazetą	Polską»,	и	теперь	ее	
редактор	Томаш	Сакевич	угрожает	судье,	а	партия	«Закон	и	Cправедливость»	в	своей	
пропаганде	 нападает	 на	 Фундацию,	 используя	 гротескный	 отчет	 парламента	
Молдовы	–	страны,	где	царит	коррумпированный	олигархический	режим.	

В	среду	24.04.2019,	мы	выиграли	суд	против	«Gazetą	Polską»	и	ее	 главного	редактора	
Томаша	 Сакевича	 по	 делу	 о	 клевете.	 Суд	 обязал	 газету	 напечатать	 на	 обложке	
извинение	 в	 мой	 адрес	 и	 выплатить	 Центру	 прав	 женщин	 10	 тысяч	 злотых,	 которые	
Центр	направит	на	общественные	цели.	Решение	суда	не	является	окончательным.	

Суд	 огласил	 приговор	 на	 первом	 же	 заседании	 –	 судья	 признал,	 что	 газета	 явно	
перешла	 допустимые	 пределы	 журналистской	 критики,	 отождествив	 меня	 (а	 также	
Павла	Каспшака,	Гжегожа	Схетыну	и	Рышарда	Петру)	с	нацистским	солдатом	во	время	
немецкого	наступления	на	Польшу	в	1939	году.	

Томаш	Сакевич,	не	явившийся	на	заседание,	в	тот	же	самый	день	сравнил	Фундацию	
«Открытый	 Диалог»	 с	 пактом	 Молотова-Риббентропа	 (!)	 –	 в	 связи	 с	 чем	 он	 может	
ожидать	очередных	исков	с	нашей	стороны.	

Сейчас	 Сакевич	 и	 связанные	 с	 ним	 СМИ	 открыто	 угрожают	 судье	 дисциплинарным	
взысканием	 и	 обвиняют	 его	 в	 политической	 ангажированности.	 Редактор	 «Gazetą	
Polską»	 открыто	 выразил	 надежду,	 что	 это	 будет	 последний	 приговор,	 вынесенный	
судьей	Томашем	Яскловским.	

Вот	 уже	 несколько	 дней	 политики	 «Закона	 и	 Справедливости»	 и	 связанные	 с	 ними	
публицисты	 обвиняют	 нашу	 организацию	 в	 отмывании	 денег,	 а	 также	 шпионской	
антигосударственной	деятельности	в	интересах	России	и	Германии.	На	заседании	суда	
адвокаты	«Gazetą	Polską»	пытались	убедить	судью	в	пагубности	намерений	и	методов	
деятельности	«Открытого	Диалога»,	ссылаясь	на	недавнюю	статью	в	британской	газете	
«Sunday	 Times».	 Эта	 публикация	 получила	 широкую	 известность	 в	
проправительственных	 СМИ,	 которые	 представили	 ее	 как	 главный	 аргумент	 против	
«Открытого	Диалога».	Давайте	рассмотрим	данную	статью.	

Финансирование	оппозиции,	или…	приглашение	на	конференцию	

Авторы	текста	в	«Sunday	Times»	ссылаются	на	отчет	специальной	комиссии,	созванной	
молдавским	 парламентом,	 чтобы	 расследовать	 якобы	 имевшее	 место	 незаконное	
финансирование	оппозиционных	партий	Молдовы	со	стороны	нашей	Фундации.	Отчет	
парламента	не	является	новой	информацией,	он	был	выпущен	и	опубликован	в	СМИ	в	
ноябре	 прошлого	 года;	 трудно	 понять,	 почему	 газета	 «Sunday	 Times»	 решила	
обратиться	к	нему	именно	сейчас.	

Следственная	 комиссия	 была	 созвана	 в	 ответ	 на	 конференцию	 о	 политических	
преследованиях	 в	 Молдове,	 которую	 мы	 провели	 в	 Европейском	 парламенте	 в	
Брюсселе	 в	 мае	 2017	 года.	 Это	 мероприятие	 мы	 организовали	 совместно	 с	
несколькими	 депутатами	 Европейского	 парламента	 (в	 том	 числе	 Анной	 Фотыгой	 от	
партии	«Закон	и	Справедливость»).	В	нем	также	приняли	участие	лидеры	молдавской	
демократической	оппозиции,	а	мы,	как	приглашающая	сторона,	купили	им	билеты	на	



самолет.	 Именно	 в	 этом	 и	 заключалось	 мифическое	 «незаконное	 финансирование	
оппозиционных	партий».	

В	августе	2018	года,	когда	власти,	представленные	партией	«Закон	и	Справедливость»,	
депортировали	 из	 Польши	 мою	 жену	 Людмилу	 Козловскую,	 молдавские	 власти	
решили	с	помощью	политической	конъюнктуры	ударить	и	по	собственной	оппозиции,	
и	 по	 нашей	 организации,	 представив	 осуществленную	 годом	 ранее	 покупку	 билетов	
для	 гостей	 конференции	 как	 незаконное	 финансирование	 партий	 из-за	 границы	 и	
вмешательство	Фундации	во	внутренние	дела	государства.	

По	сведениям	из	независимых	источников	и	оппозиционных	молдавских	СМИ,	Польша,	
вероятно,	 сотрудничала	 с	 дипломатами	 и	 секретными	 службами	Молдовы,	 де-факто	
помогая	тамошней	следственной	комиссии.	В	связи	с	этим	мы	обратились	к	польскому	
МИДу	 с	 просьбой	 предоставить	 публичную	 информацию	 по	 данному	 делу;	 в	 ответ	
министерство	заявило	о	своей	непричастности	к	политике	молдавского	правительства	
и	 его	 деятельности.	 Польское	 посольство	 в	 Кишиневе	 еще	 осенью	 2018	 года	
постаралось	 максимально	 защитить	 свою	 репутацию,	 выразив	 сочувствие	 лидерам	
молдавской	оппозиции.	

Журналистика	или	пиар?	

Поскольку	мы	толком	не	знаем,	почему	«Sunday	Times»	возвращается	к	старому	отчету	
молдавской	комиссии,	давайте	посмотрим	на	авторов	этой	статьи.	Дело	в	то,	что	они	
не	 являются	 сотрудниками	 редакции	 «Sunday	 Times»:	 один	 из	 них,	 Карлос	 Альба	 –	
владелец	 PR-агентства	 в	 Глазго,	 а	 другой,	 Джордан	 Райан,	 называет	 себя	
«независимым	 журналистом»,	 однако,	 по-видимому,	 его	 единственным	
документально	 подтвержденным	 профессиональным	 достижением	 является	 работа	
для	интернет-порталов	в	поддержку	Брекзита	–	BrexitCentral	и	Westmonster.	

Перед	 тем	 как	 написать	 статью,	 Карлос	 Альба	 связался	 с	 нами,	 но	 явно	 не	 имел	
никакого	 представления	 о	 теме,	 которую	 собирался	 поднять	 в	 своей	 статье.	 Вместо	
этого	 он	 располагал	 готовым	 списком	 предвзятых	 вопросов,	 из	 которого	 выплывал	
образ	Польши	и	Молдовы	 как	 стран	 образцового	 правопорядка.	 Вопросы	 содержали	
недвусмысленный	 намек	 на	 то,	 что	 Фундация	 «Открытый	 Диалог»	 своей	 критикой	 в	
адрес	 польского	 и	 молдавского	 правительств	 действует	 против	 ЕС	 и	 в	 интересах	
Кремля.			

Позднее	 выяснилось	 также,	 что	 Альба	 ввел	 в	 заблуждение	 британского	 политика-
лейбориста	 лорда	 Джорджа	 Фаулкса,	 который	 дал	 комментарий	 к	 данной	 теме	 в	
полной	уверенности,	что	разговаривает	с	журналистом,	а	не	с	владельцем	PR-агентства	
(о	чем	Фаулкс	впоследствии	написал	публичную	заметку).	

Сотрудники	еженедельника	«The	Economist»	не	скрывали	удивления	по	поводу	статьи	
в	 «Sunday	 Times»,	 ее	 источников	 и	 нетипичной	 профессиональной	 принадлежности	
авторов.	 Балканский	 корреспондент	 «The	 Economist»	 Тим	 Джуда	 прокомментировал	
эту	историю	в	социальных	сетях	и	в	польских	СМИ,	заявив:	«Я	не	знаю	никого,	кто	бы	
воспринимал	отчеты	молдавского	парламента	всерьез».	

Когда	критические	высказывания	в	адрес	Карлоса	Альбы	начали	множиться,	сам	Альба	
связался	с	нами	и	попросил	удалить	нелестные	для	него	комментарии	в	Твиттере;	он	
объяснил,	что	независимой	журналистикой	«в	настоящее	время	прокормиться	трудно»	
и	 поэтому	 ему	 приходится	 выполнять	 подобные	 «коммерческие»	 заказы.	 Что	 бы	 он	
под	 этим	 ни	 подразумевал,	 факт	 остается	 фактом:	 постсоветские	 авторитарные	



режимы	научились	эффективно	использовать	в	своих	интересах	западные	лоббинговые	
агентства,	 юридические	 конторы	 и	 PR-фирмы.	 Мы	 не	 знаем,	 кто	 именно	 был	
заказчиком	 в	 данном	 случае.	 Однако	 нам	 известно,	 кто	 извлек	 из	 этого	 текста	
политическую	 выгоду	 и	 кто	 использовал	 публикацию	 Альбы	 в	 пропагандистской	
кампании.	 Забавно	 только,	 что	 авторы	 статьи	 в	 «Sunday	 Times»	 обвиняют	 Фундацию	
«Открытый	Диалог»	в	связях	с	Кремлем.	

Пытаемся	понять	логику	сумасшедшего	дома	

Связанный	 с	 нами	 абсурдный	 фестиваль	 теорий	 заговора	 в	 исполнении	 правящего	
лагеря	на	прошлой	неделе	был	представлен,	среди	прочего,	десятками	комментариев	
от	 депутатов	 «Закона	 и	 Справедливости»,	 оскорбительными	 характеристиками	
министра	 Брудзинского,	 назвавшего	 нас	 «европейско-казахскими	 пронырами»,		
заявлениями	 Антония	 Мацеревича,	 разглагольствующего	 о	 российском	 влиянии,	
призывами	 объявить	 ФОД	 вне	 закона,	 несколькими	 пресс-конференциями,	
курьезными	 обращениями	 к	 оппозиции	 и	 институтам	 ЕС	 с	 просьбой	 прекратить	
сотрудничество	с	нашей	организацией,	а	также	заседаниями	двух	комиссий	Сейма,	на	
которых	выступали	глава	Агентства	внутренней	безопасности	и	вице-глава	МИДа.	

Мы	стараемся	отмечать	те	атаки,	которые	заходят	слишком	далеко,	но	мы	уже	давно	
потеряли	им	счет.	У	меня	все	больше	складывается	впечатление,	что	мы	изо	всех	сил	
пытаемся	 понять	 логику	 сумасшедшего	 дома.	 Однако	 какими	 бы	 гротескными	 ни	
казались	его	обитатели,	мы	должны	считаться	с	угрозами	и	с	волной	ненавистнических	
высказываний	 в	 социальных	 сетях,	 которая	 достигла	 небывалых	 размеров.	 Поэтому	
сейчас	мы	работаем	над	очередными	уведомлениями	и	судебными	исками.	

Пробиться	сквозь	толщу	пропаганды	и	дезинформации	от	«Закона	и	Справедливости»,	
которому	 на	 помощь	 приходят	 авторитарный	 режим	 Казахстана	 и	 коррупционно-
олигархический	 режим	 Молдовы,	 нелегко,	 но	 вода	 камень	 точит.	 Как	 показывает	
решение	 суда	 по	 делу	 против	 «Gazetą	 Polską»,	 игра	 стоит	 свеч,	 хотя	 ее	 результаты	
отдалены	во	времени.	

03.04.2019	 мы	 уведомили	 Окружную	 прокуратуру	 Варшавы	 о	 подозрении	 в	
преступлении	 против	 Фундации	 «Открытый	 Диалог»,	 а	 именно	 –	 превышении	
служебных	полномочий	и	разглашении	налоговой	 тайны.	Это	дело	 связано	 с	 утечкой	
конфиденциальной	информации	в	ходе	налоговой	проверки	Фундации,	начатой	в	2017	
году.	 Журналисты	 еженедельного	 издания	 «Sieci»	 –	 с	 которыми,	 по-видимому,	
сохранили	 тесные	 отношения	 заместитель	министра-координатора	 спецслужб	Мацей	
Вонсик	 и	 пресс-секретарь	 министра-координатора	 Станислав	Жарын	 –	 открыто	 и	 без	
малейшего	стеснения	ссылаются	на	«наши	источники	в	службах».	В	среду	мы	получили	
уведомление	о	 том,	 что	дело	было	передано	в	районную	прокуратуру	Лодзь-Балуты,	
поскольку	 налоговую	 проверку	 Фундации	 проводит	 Таможенно-казначейское	
управление	Лодзи.	

Несколько	бесспорных	фактов	

Чтобы	придерживаться	бесспорных	фактов,	напоминаем:	

• правоохранительные	 органы,	 находящиеся	 под	 контролем	 «Закона	 и	
Справедливости»,	до	сих	пор	не	смогли	предъявить	нам	никаких	обвинений;	

• МИД	дважды	проиграл	процесс	о	взятии	Фундации	под	судебный	контроль;	



• Европейская	 комиссия	 отвергла	 предостережения	 депутатов	 Европейского	
парламента	 от	 партии	 «Закон	 и	 Справедливость»,	 призывавших	 лишить	 нас	
аккредитации,	обеспечивающей	доступ	в	Европейский	парламент;	

• налоговая	 проверка,	 которая	 длится	 уже	 третий	 год,	 не	 выявила	 никаких	
нарушений;	недавно	ее	в	очередной	раз	продлили	на	несколько	месяцев;	

• многие	 государства	 ЕС	 предоставили	 моей	 жене	 право	 пребывания	 на	 своей	
территории,	несмотря	на	польский	запрет	на	въезд.	

Мы	не	являемся	и	никогда	не	были	российскими	(или	какими-либо	другими)	агентами,	
не	 получали	 денег	 от	 Кремля	 и	 из	 каких-либо	 других	 незаконных	 источников.	 Наша	
организация	 последовательно	 поддерживает	 территориальную	целостность	 Украины,	
пытается	 добиться	 введения	 и	 применения	 санкций	 в	 рамках	 Закона	 Магнитского,	
защищает	 людей,	 подвергшихся	 преследованиям	 в	 постсоветских	 странах,	 а	 в	
последние	несколько	лет	также	выступает	в	защиту	верховенства	права	в	Польше.	

	

Источник:	 http://wyborcza.pl/7,75968,24709867,w-zwalczaniu-fundacji-otwarty-dialog-pis-
utworzyl-wspolny-front.html		


