• Дата

Заявление кассательно клеветнической статьи в «Sunday Times» о Фундации «Открытый Диалог»

  • 29.05.2019
  • Автор: Редакция

21.04.2019 в шотландском издании газеты «Sunday Times» под разными заголовками была напечатана статья Карлоса Альбы и Джордана Райана (1, 2, 3, а в печатной версии – под заголовком «Британские фирмы ‘связаны с грязными деньгами, используемыми против оппонентов Путина’».)

Она получила широкую огласку в польских проправительственных СМИ – как частных (Do Rzeczy, wPolityce.pl, niezalezna.pl, Sieci и т.д.), так и государственных (Радио Польша и TVP; в частности, после выхода статьи ее несколько раз за неделю упомянули в главном выпуске национальной программы новостей «Wiadomości»). Эта история стала главной новостью недели благодаря усилиям прорежимных СМИ, которые используют ее, чтобы отвлекать внимание от тематик, неудобных для правящей партии (таких, как не утихающие протесты учителей), и чтобы нападать на проевропейскую оппозицию и даже на Европейскую комиссию.

В разных источниках история подавалась по-разному, но правые СМИ объединяла общая тактика: они заявляли, что газета «Sunday Times» разоблачила «преступную деятельность Фундации «Открытый Диалог» и тем самым доказала правдивость обвинений «Закона и Справедливости» в наш адрес и оправданность кампании против нас. Очень немногие источники отметили, что статья не содержала никаких доказательств, а лишь обвинения, которые к тому же были не аргументами самой газеты «Sunday Times», а цитатами из так называемого отчета молдавского парламента (рекомендуем наш анализ отчета). Ни одно СМИ не упомянула о том, что авторы статьи – вообще не журналисты из редакции «Sunday Times», а владелец PR-агентства и бывший сотрудник порталов в поддержку Брекзита.

Еще в 2018 году независимые молдавские СМИ, а затем и Заместитель помощника государственного секретаря США Джордж Кент охарактеризовали следствие касательно Фундации «Открытый Диалог» как «форму политического давления со стороны молдавского олигарха Влада Плахотнюка».

Сразу же после публикации статьи корреспондент журнала «The Economist» Тим Джуда выразил серьезные сомнения по поводу того, насколько надежны источники данных обвинений. В Польше подобные соображения высказали только независимые издания, которые заметили проблему уже после шумихи, искусственно созданной проправительственными СМИ. Наиболее подробную аналитическую статью опубликовал ведущий независимый новостной портал Onet.pl, рассказав о недостоверности источников (тех самых источников, чьи публикации, по иронии судьбы, двумя месяцами ранее опроверг польский МИД, когда польский посол потребовал, чтобы Молдова не вмешивала Польшу в свои внутренние дела) и сомнительных профессиональных характеристиках авторов. Onet.pl также подчеркнул, что статья в «Sunday Times» «не содержит новой информации», а лишь воспроизводит информацию, приведенную в молдавском отчете и в «публикации еженедельника ‘Sieci’ за август 2018 г. под названием ‘Грязные деньги для польского Майдана’». «Sieci» – одно из ведущих проправительственных изданий в Польше.

Этот же момент был впоследствии подмечен известным американским журналистом Майклом Вайсом в его исследовании популистской пропаганды, напечатанном в интернет-газете «Daily Beast»: «В пасхальное воскресенье шотландское издание «Sunday Times» разместило у себя статью об отчете молдавского парламента, в котором утверждается, будто Фундация «Открытый Диалог» – общественная организация с главным офисом в Варшаве, действующая в поддержку демократии в Восточной Европе и Средней Азии – приняла «грязные деньги» и подорвала целостность молдавского государства.

Однако в публикации была одна загвоздка – или, по крайней мере, должна была быть.

Эту же самую историю на тот момент уже опубликовал еженедельник «Sieci» – польское правое издание, горячо поддерживающее партию Ярослава Качиньского «Закон и Справедливость». А имена, стоявшие под статьей в «Sunday Times», принадлежали не журналистам, а двум британским лоббистам.

Затем ведущие проправительственные СМИ Польши, такие как «Gazeta Polska» и «TV Republika», ухватились за тот факт, что история заняла целую колонку в важной британской широкоформатной газете, и использовали его как аргумент в своих попытках заставить замолчать неугомонную общественную организацию.

Иными словами, «Закон и Справедливость» отправился за море, чтобы навести порядок у себя дома».

Несмотря на эти серьезные и очевидные проблемы в статье в «Sunday Times», правительственная верхушка и партийные чиновники публично ссылались на нее в своих аргументах.

Беата Мазурек, заместитель спикера Сейма (нижней палаты Парламента), заявила на пресс-конференции: «Мы знаем, какую информацию касательно Людмилы Козловской опубликовала британская газета. Политики «Гражданской платформы» должны ответить на вопросы о своих отношениях с Фундацией «Открытый Диалог». Надеюсь, им хватит для этого храбрости».

Бывший министр иностранных дел Витольд Ващиковский заявил в интервью, что «действия против демократических государств должны быть наказаны, а Фундация «Открытый Диалог» во главе с Людмилой Козловской и Бартошем Крамеком должна быть закрыта». Государственное Радио Польша, проводившее это интервью, в своем комментарии уточнило, что слова Ващиковского относятся к «информации в британской газете «Sunday Times» об антигосударственной деятельности Фундации».

Министр внутренних дел Йоахим Брудзинский опубликовал в сети Twitter грубое и вульгарное обращение: «Эй-эй, защитники европейско-казахских проныр, желающих «выключить правительство» – вы знаете, что вы теперь полезные идиоты? Вы знаете, что [антиправительственные протесты] оплачены отмытыми грязными деньгами? Люся и ее толерантный муж Нобелевскую премию не получат».

Депутат Европейского парламента от партии «Закон и Справедливость» Яцек Сариуш-Вольский сказал: «Источники финансирования – это не только Молдова и Казахстан. Еще раньше ходили разговоры о том, что фундацию финансируют олигархи, связанные с Кремлем. Теперь эту информацию подтвердили британские СМИ».

Депутат Сейма и бывший заместитель министра юстиции Патрик Яки использовал статью как возможность атаковать свою оппонентку на европейских выборах, депутатку Европарламента от «Гражданской платформы» Розу Тун: «Оказывается, что моя главная оппонентка на этих выборах, Роза Тун, много раз защищала организацию, которая – как сообщают британские СМИ – является российским агентом».

Депутат Европейского парламента от «Закона и Справедливости» Рышард Чарнецкий открыто высказался в адрес Франса Тиммерманса, первого заместителя председателя в комиссии Юнкера: «The Times, теперь все ясно… Приятного чтения, комиссар Тиммерманс – лучше всего вы смотритесь на фотографиях с Людмилой К

Помимо многочисленных интервью и пресс-конференций, правящая партия еще и подняла эту тему на заседаниях двух польских парламентских комитетов: Комитета по европейским делам и Комитета по вопросам спецслужб, ссылаясь на «новую информацию от «Sunday Times» и цитируя так называемый отчет молдавского парламента, но в то же время не предоставляя членам комитетов текста отчета. Депутаты Сейма от оппозиционной партии Марцин Свенцицкий и Агнешка Помаска резко раскритиковали поведение комитетов, в частности, то, что они поставили этот вопрос на повестку дня в последний момент и не дали оппозиции времени выразить возражения.

Фундация «Открытый Диалог» как общественная организация, выступающая в поддержку демократии и верховенства права, на данный момент находится в оппозиции правящей партии («Закон и Справедливость»), нарушающей эти принципы. Мы считаем постыдным тот факт, что партия получила этот инструмент, с помощью которого она продолжает преследовать нашу организацию и оправдывает свои предыдущие действия против Фундации «Открытый Диалог» и против верховенства права в целом (например, незаконную депортацию Президента Фундации Людмилы Козловской – действие, которое осудили многие члены Европейского парламента в петиции, инициированной бывшим президентом Польши Лехом Валенсой и многочисленными новостными изданиями).

Мы приглашаем всех изучить публикации по данному вопросу в независимых СМИ – например, вышеупомянутую статью на Onet.pl, краткое изложение событий, написанное Главой совета Фундации Бартошем Крамеком для одного из ведущих польских изданий – «Gazeta Wyborcza», а также независимые отчеты о молдавской парламентской комиссии (например, на платформе Open Democracy и Moldova.org на английском языке, или же NewsMaker, JurnalTV и TV8 на русском).

На данный момент Фундация обдумывает юридические меры, которые следует предпринять против авторов статьи и газеты «Sunday Times», которые позволили молдавскому и польскому режимам использовать их в собственных интересах.

___

Для получения более детальной информации, пожалуйста, обращайтесь:
Марцин Мыцельский, Директор по связям с общественностью
martin.mycielski@odfoundation.eu