Авторы статьи в «Sunday Times», что нападают на польскую фундацию – глава PR-агентства и сотрудник порталов поддержки Брекзита

  • 26.04.2019
  • Автор: Марчин Вырвал, Onet.pl

Авторы недавней статьи в газете «Sunday Times» утверждают, что Фундация «Открытый Диалог» замешана в отмывании денег. Эта статья, вызвавшая многочисленные комментарии, повторяет информацию за август 2018 года, а ее авторы не являются сотрудниками уважаемой газеты.

  • Оба автора статьи в «Sunday Times», обвиняющей Фундацию «Открытый Диалог» – независимые журналисты, а один из них вдобавок является главой PR-агентства
  • Балканский корреспондент журнала «The Economist», пишущий о Молдове: «Это очень странная статья. Авторы ссылаются на молдавский парламент… Я не знаю никого, кто доверял бы информации, предоставленной молдавским парламентом».
  • Незадолго до того, как статья появилась на портале Onet, один из авторов попросил Фундацию не подвергать его нападкам из-за статьи, пояснив, что ему трудно прокормиться независимой журналистикой и приходится подрабатывать, выполняя коммерческие заказы.

21.04.2019 шотландское издание «Sunday Times» опубликовало статью, авторы которой намекают, что Фундация «Открытый Диалог» (ФОД) получала опосредованное финансирование от фирм, отмывающих деньги.

ФОД базируется в Варшаве и занимается защитой прав человека в России, Казахстане, Молдове и Украине. О Фундации много говорят в публичном пространстве с тех пор, как в июле 2017 года Бартош Крамек – гражданский активист и муж главы Фундации, украинки Людмилы Козловской – разместил в сети Facebook обращение, озаглавленное «Пусть государство остановится: выключим власть!» Текст включал в себя ряд советов, основанных на опыте киевского Майдана, целью которых было «противостоять посягательству «Закона и Справедливости» на верховенство права в Польше». С этого момента отношения польских властей с Фундацией значительно ухудшились.

13.08.2018 Людмилу Козловскую задержали в брюссельском аэропорту. Президент ФОД, прилетевшая в Бельгию в один из офисов своей организации, узнала от сотрудников аэропорта, что начальник польского Управления по делам иностранцев по требованию уполномоченного органа внес ее в Шенгенскую информационную систему (ШИС), которая позволяет проверять личности тех, кто пересекает границу внутри Шенгенской зоны. На следующий день бельгийцы отправили Козловскую в Киев первым же самолетом без права въезда в Европейский Союз.

После этого многие страны ЕС предоставили Козловской возможность въезда на свою территорию, а в марте она получила пятилетнюю бельгийскую визу. Тем не менее, Президент ФОД по-прежнему не может попасть в Польшу. С момента ее депортации польская проправительственная пресса неоднократно писала об ФОД, утверждая, что Фундация ведет подозрительную деятельность.

Польские политики – о статье в «Sunday Times»

Статья «An Edinburgh flat, a human rights activist and the oligarchs’ ‘dirty money'» [Квартира в Эдинбурге, правозащитницаи «грязныеденьги» олигархов] вгазете «Sunday Times» повторяет сообщения польской прессы за прошлый год касательно отмывания денег, в котором якобы участвовала Фундация. По словам авторов статьи Карлоса Альбы и Джордана Райана, отмыванием занимались две шотландские подставные компании– «Kariastra Project» и «Stoppard Consulting», которые платили за услуги фирме Бартоша Крамека «Silk Road», а та, в свою очередь, финансировала ФОД.

Авторы статьи ссылаются на следственную комиссию молдавского парламента, заявившую, что Фундация вела подрывную деятельность против молдавских государственных структур, которую контролировали и финансировали враждебные Молдове специальные службы. По утверждениям комиссии, ФОД и ее президент Людмила Козловская сотрудничали с российскими оружейными компаниями и участвовали в отмывании денег.

Статья вызвала многочисленные комментарии со стороны польских проправительственных СМИ и политиков. «Говорят, что это россияне отмывали те деньги. Воскресное издание «Sunday Times» – очень солидный источник информации, это очень серьезная газета», – сказал депутат Европарламента от «Закона и Справедливости» Рышард Чарнецкий в эфире католической радиостанции «Siódma 9». Депутат Сейма от «Закона и Справедливости» Павел Лисецкий писал в Твиттере: «Как сообщает «Sunday Times», Фундация «Открытый Диалог» в рамках своей хозяйственной деятельности решила открыть прачечную… для грязных денег». Другой депутат Сейма от «Закона и Справедливости», Ян Мосинский, в своем Твиттере писал: «Неужели Фундация «Открытый Диалог» замешана в отмывании денег? ИчтоженаэтоскажутТуны, Бониит.д.?»

Новостивосьмимесячнойдавности

Однако, как выяснилось, статья шотландских авторов не сообщает новые сведения, а лишь повторяет информацию из статьи «Brudna kasa na polski Majdan» [Грязные деньги для польского Майдана], напечатанной в еженедельнике «Sieci» в августе 2018 года, а также из заявления молдавской следственной комиссии за ноябрь 2018 года. Личности авторов статьи из «Sunday Times» тоже вызывают много вопросов.

Мы спросили Бартоша Крамека о сотрудничестве с шотландскими фирмами. – «Silk Road» принципиально не разглашает информацию о своих подрядчиках; в данной ситуации это было бы не только безответственным шагом, но и медвежьей услугой самим себе, – сказал Крамек. – Мои клиенты не хотели бы стать жертвами пропагандистской травли или политически мотивированных проверок. Даже рассуждения на тему моих давнишних клиентов идут во вред моим нынешним деловым отношениям.

– Однако я хочу подчеркнуть, что учет и расчет всех операций фирмы проводится в соответствии с принятыми нормами, – добавил Крамек. – У нас не было проблем ни с налоговыми, ни с правоохранительными, ни с какими-либо другими органами вплоть до 2017 года, когда мы стали объектом нападок со стороны «Закона и Справедливости». Риторику этих нападок также взяли на вооружении правительства Казахстана и Молдовы, поскольку ФОД активно борется за права человека в этих странах. Все контракты «Silk Road» с другими субъектами бизнеса были и остаются абсолютно законными. Нет причин – кроме пропагандистских – называть наши деловые операции «отмыванием денег». Ни одна из этих фирм не имеет ничего общего с ФОД. В отличие от многих других организаций, мы публикуем на своих интернет-страницах полный список наших жертвователей, так что все это легко проверить. Кроме того, мы ждем официальных обвинений, которые дали бы нам возможность защищаться в суде, поскольку на данный момент мы имеем дело только с инсинуациями.

Балканский корреспондент журнала «The Economist» Тим Джуда в своей записи в Твиттере назвал статью в «Sunday Times» чрезвычайно странной. В переписке с сотрудниками портала Onet он развивает эту мысль: «Я пишу о Молдове для «The Economist», поэтому упоминания Молдовы в британской прессе всегда вызывают у меня интерес. Это очень странная статья, поскольку она ссылается на отчет молдавского парламента и вместе с тем цитирует отчет Европейского парламента, в котором говорится, что эта страна [Молдова] «подчинена интересам олигархов». Я не знаю никого, кто бы воспринимал отчеты молдавского парламента всерьез».

В беседе с порталом Onet Бартош Крамек предположил, что статья в шотландском издании «Sunday Times» была частью масштабной пропагандистской акции против его организации.

В свете этого предположения вызывают интерес авторы статьи. Ни один из них не является журналистом «Sunday Times».

Автор № 1: владелец PR-агентства

Первый из авторов публикации, Карлос Альба, – владелец PR-агентства «Carlos Alba Media». В переписке с порталом Onet Альба сообщил: «Я был журналистом 30 лет, на протяжении которых работал со многими национальных изданиями, в том числе с «Sunday Times», где я был редактором шотландского издания. В Шотландии меня знают и уважают как журналиста. С тех пор, как десять лет назад меня уволили по сокращению штата, я занимаюсь независимой журналистикой, PR-деятельностью и маркетингом в сфере местного шотландского бизнеса». Альба добавил, что «подобную проверку» своего прошлого он считает «оскорбительной и даже пугающей».

Тем временем британские политики и журналисты критически отозвались об Альбе. Лорд Джордж Фаулкс, шотландский политик, который подписал письмо, осуждающее «клеветническую кампанию» против ФОД и которому Альба позвонил и попросил о комментарии, написал в Твиттере: «Меня удивляет, что Карлос Альба, позвонив мне, представился журналистом, а не пиарщиком. Может ли он сообщить, заинтересован ли в этом кто-то из его клиентов?»

Позднее политик добавил к этой записи в Твиттере еще одну, гласившую, что в следующем телефонном разговоре Альба сказал ему, что выполнял работу для «Sunday Times» как независимый журналист, а не как представитель «Carlos Alba Media» или какого-либо клиента данного агентства.

Автор № 2: сотрудник порталов в поддержку Брекзита

Второй автор, Джордан Райан, на Твиттере позиционирует себя как «журналист, ведущий расследования», однако его статей о расследованиях в Интернете не найти. В переписке с Onet он признал, что является «независимым журналистом» и ранее работал на BrexitCentral и Westmonster – порталы, известные тем, что активно продвигали идею выхода Великобритании из Европейского Союза.

В качестве примеров своей журналистской деятельности Райан предоставил ссылки на статьи на малоизвестных сайтах – статьи, не имеющие никакого отношения к журналистским расследованиям. В переписке с нами он заявил: «контракт с Westmonster не позволял мне подписывать другие статьи своим именем, но в то время я работал как над следственными, так и над другими материалами в различных СМИ Великобритании».

«Весьма странные характеристики для людей, пишущих для «Sunday Times»; особенно странно участие Карлоса Альбы – владельца PR-фирмы, который в последнее время почти не занимался журналистикой», – подытожил Тим Джуда из «The Economist» в переписке с Onet.

Onet спросил «Sunday Times» об этих авторах и о редакционной политике касательно найма пиар-менеджеров в качестве журналистов. Ответдосихпорнепришел.

– У меня нет доказательств того, что журналисту кто-то заплатил – это лишь подозрения, но обстоятельства указывают на то, что мы имеем дело с сугубо пропагандистской акцией, – сообщил Бартош Крамек в разговоре с Onet. – Особо примечателен один факт: в этом деле участвует владелец PR-агентства из Глазго, который когда-то был журналистом, но и тогда не занимался Восточной Европой. Когда он с нами связался, у нас сложилось впечатление, что он даже толком не знает, с кем разговаривает, поскольку он назвал нас «Open Democracy Forum». Он подготовил список вопросов – очень предвзятых, узких, технических, в них чувствовалось его негативное отношение и незнание элементарных фактов. Из этих вопросов можно было заключить, например, что в Польше и Молдове царит образцовый правопорядок, а если мы выступаем против их правительств, значит, действуем в интересах Кремля.

Незадолго до публикации этой статьи Карлос Альба прислал представителю ФОД электронное письмо, в котором попросил не нападать на него в социальных сетях. В письме Альба пояснил, что с тех пор, как его уволили по сокращению штата, ему трудно прокормиться независимой журналистикой, поэтому он подрабатывает, выполняя частные коммерческие заказы. Эта переписка находится в распоряжении портала Onet.

Источник: wiadomosci.onet.pl