Onet: Как восточные режимы использовали польские проправительственные СМИ после депортации Козловской

  • 10.09.2018
  • Автор: Марцин Вырвал, Onet

После выдворения Президента Фундации «Открытый Диалог» (ФОД) Людмилы Козловской из Польши крупные проправительственные СМИ, от Польского радио до издания «Gazeta Polska», в своих материалах цитировали материалы казахстанских, молдавских и украинских СМИ. Мы проверили: они принадлежат конфликтующим с Фундацией восточным олигархам и спецслужбам. Сознательно или нет, но проправительственные СМИ сыграли в этом вопросе роль рупора восточных режимов.

  • Проправительственные СМИ использовали в основном источники, принадлежащие молдавскому олигарху Владимиру Плахотнюку, средства массовой информации, контролируемые службами безопасности Казахстана и украинских сил неизвестного происхождения, публикуя документы, которые, как уже было известно в течение нескольких месяцев, были сфальсифицированными.
  • В своих материалах проправительственные СМИ преднамеренно опускают факт режимного происхождения некоторых источников, тем самым позиционируя эти средства массовой информации как заслуживающие доверия.
  • Наибольшую огласку в польском Твиттере получили клеветнические материалы из Молдовы, источником которых являются средства массовой информации, принадлежащие Плахотнюку.

Одним из железных правил среди журналистов, занимающихся восточной тематикой, является проверка источников информации, которые они используют. Причина проста: многие СМИ за нашей восточной границей контролируются режимами, олигархами и спецслужбами. Материалы этих СМИ предназначены для формирования общественного мнения способом, наиболее выгодным для восточных политиков или бизнесменов и подчиненных им служб.

Выдворение из Шенгенской зоны Президента Фундации «Открытый Диалог» Людмилы Козловской получило широкую огласку в проправительственной прессе, а также среди проправительственных журналистов в Твиттере. Все они ссылались на СМИ из Казахстана, Молдовы и Украины. Вслед за восточными СМИ проправительственные журналисты писали об отмывании денег, отношениях Козловской с российскими агентами или о продолжающихся в Украине судебных процессах над ней по обвинениям в терроризме и государственной измене.

Все проправительственные СМИ ссылались на одни и те же издания – все эти издания контролируются службами безопасности и олигархами, которые проявляют особый интерес к организации нападок на Фундацию «Открытый Диалог» и Людмилу Козловскую.

Молдавский олигарх и Telegraph.md

Депортация Козловской состоялась 14 августа. Три дня спустя издание wPolityce.pl написало: «Людмила Козловская была выдворена из Польши за контакты с российскими спецслужбами», – сообщает молдавский портал Telegraph.md. В свою очередь, казахстанский Total.kz обнародовал информацию о том, что она была выдворена за отмывание денег». Через два дня это же сообщение было обнародовано Польским радио.

В действительности оба издания копируют сообщения, цитируемые в статье «Не знаем, не скажем, нас нет» в Onet. Разница в том, что Onet позиционирует Telegraph.md и Total.kz как «режимную прессу», которая полностью меняет контекст информации.

Не сообщая о режимном характере молдавского и казахстанского портала, Польское радио и издание wPolityce позиционировало их как надёжные источники информации. Что представляют собой Telegraph.md и Total.kz на самом деле?

Молдавский портал Telegraph.md принадлежит олигарху Владимиру Плахотнюку. Согласно многим источникам, он начинал свою карьеру с сутенёрства и записи роликов сексуального характера в целях шантажа. Интерпол подозревает его в связях с одной из самых влиятельных российских преступных организаций – Солнцевской преступной группировкой. Он также должен был стать одним из главных фигурантов по делу о выводе миллиарда долларов из Центрального банка Молдовы. В настоящее время он является главным игроком  молдавской политики, широко известным как фигура, обладающая самой большой властью в стране. Ему принадлежат крупнейшие СМИ в Молдове.

Плахотнюк уже много лет организует нападки на Фундацию «Открытый Диалог», и у него есть на то веские основания. Фундация заявила, что правительство, подчинённое этому олигарху, не проводит реформы, а денежные средства, предназначенные для страны, выделяемые из Европейского Союза, разворованы. В результате заявлений Фундации, сотрудничающей с молдавской оппозицией и активистами, ЕС приостановил дальнейшие перечисления денежных средств в Молдову, объявив конкретные условия, которые ограничили возможность их незаконного присвоения.

Используя свои контакты в Брюсселе и по дипломатическим каналам, Фундация информировала о нарушениях в Молдове, в том числе, Международный валютный фонд. В итоге, когда результаты выборов мэра Кишинёва были незаконно отменены, МВФ приостановил выделение финансовых средств для Молдовы. Для Плахотюка и компании это означает убытки в сотни миллионов евро.

Казахстанские службы безопасности и Total.kz

Ещё более интересным произведением является казахстанский портал Total.kz. Легенда независимой журналистики Казахстана Ирина Петрушова, которая после своих публикаций вынуждена была бежать из страны, отправила Onet результаты журналистского расследования, раскрывающего то, кто стоит за СМИ в Казахстане.

В своем отчёте Петрушова указывает на письма по электронной почте, полученные от некоего Олега Борисова, которого журналистка назвала «высокопоставленным должностным лицом Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, скорее всего, из десятого отдела, специализирующегося на репрессиях против политических врагов Казахстана».

В одном из электронных писем Борисов описывает меры, которые были приняты для организации атаки СМИ на одного из противников режима президента Нурсултана Назарбаева. Борисов выступает в качестве координатора этой акции. Среди многочисленных СМИ, вовлечённых в данную акцию, появляется Total.kz. Борисов описывает, как оппоненты подвергались атакам через этот портал.

После публикации отчёта Петрушовой Борисов и прочие должностные лица, участвовавшие в нападках, были переведены на другой фронт работы, поскольку они стали слишком узнаваемыми. Тем не менее, СМИ, участвующие в нападках, остались без изменений.

На прямой вопрос о том, контролируется ли портал Total.kz Комитетом национальной безопасности [службы безопасности Казахстана – прим. ред.], Петрушова отвечает: «Вероятность составляет 100 процентов».

Как и молдавский олигарх Плахотнюк, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также отличается особым интересом к исключению из игры Фундации «Открытый Диалог». Назарбаев непрерывно правит страной в течение 27 лет, и ОБСЕ не признала ни одни выборы в Казахстане. Фундация с самого начала указывает на серьёзные случаи нарушения прав человека режимом президента.

Когда в 2011 году власти открыли огонь по бастующим нефтяникам в Жанаозене, жертвами которого, по разным оценкам, стали от 17 до 70 человек, Фундации удалось заблокировать подписание Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, пока все арестованные рабочие не были освобождены из тюрьмы. Это был болезненный удар по режиму, поскольку ЕС является крупнейшим инвестором в Казахстане, на его долю приходится более 50 процентов иностранных инвестиций. Назарбаев был вынужден освободить всех задержанных рабочих из тюрем.

Забросы порнографических материалов из Молдавии

Проправительственные публицисты использовались СМИ, подчинёнными восточным режимам, также в Твиттере, согласно отчёту аналитического агентства Saper Vedere «Open Dialog. Crisis Report. Methodology and Monitoring», в котором анализируются обнародованные в СМИ материалы, связанные с Козловской, после её депортации.

Список наиболее активных авторов постов о Козловской возглавляет известный журналист и вице-президент Ассоциации польских журналистов Витольд Гадовский, который связан с несколькими правыми СМИ. Во время наиболее жарких дебатов он размещал несколько постов в день.

17 августа Гадовский поделился ссылкой на молдавскую телепередачу Publika в своем интернет-профиле. Данная телепередача представила фрагменты порнографического фильма с участием Людмилы Козловской и казахстанского олигарха Мухтара Аблязова. Молдавская станция воспользовалась видеоматериалами сайта pornhub.com. Ссылка Гадовского была просмотрена 273 раза и получила значительную огласку.

На вопрос в Твиттере о моральном аспекте размещения ссылок на сексуальные материалы, Гадовский назвал Publika.md «хорошим порталом». Фактически, Publika.md является собственностью и пропагандистским рупором вышеупомянутого олигарха Владимира Плахотнюка. Канал canal3.md принадлежит тому же олигарху, и в его программах также использовались секс-материалы.

В отчёте Sapper Vedere подсчитано, что материалы этих двух молдавских каналов оказались наиболее часто демонстрируемыми в польском Твиттере в контексте Людмилы Козловской, опережая по частоте материалы крупных польских СМИ, таких как TVP и Onet.

Onet попытался получить комментарий от Витольда Гадовского. Публицист проигнорировал наши вопросы.

Корреспондент-призрак публикует фальшивые документы

Статья в издании Niezalezna.pl под названием «Козловская – >> соня<< завербована ФСБ? ШОКИРУЮЩИЙ текст журналиста из Украины» завоевала необычайную популярность в польском Интернете. Она представляет собой краткое изложение статьи «>> Спящие << агенты Кремля в Украине» авторства некоего Андрея Боженко, опубликованной на сайте Antikor.com.ua.

Автор Antikor.com.ua выдвигает тезис о том, что когда Козловская жила в Крыму, её завербовала российская служба безопасности ФСБ в качестве «сони», или спящего агента, который будет действовать по сигналу из центра. Эта статья широко цитировалась Польским радио и изданием Fronda, а в печатном издании «Gazeta Polska» от 29 августа Гжегож Броньский посвятил ей отдельный абзац в своей статье «Людмила Козловская. Персона нон грата».

Статья на портале Antikor.com.ua, на первый взгляд, представляет собой так называемый компромат, популярный на востоке метод использования неудобных или сфабрикованных материалов для компрометации того или иного лица. Автор нигде в его тексте не ссылается на источники, даже анонимные. Фрагменты текста цитируются дословно из основанного на интернет-источниках Отчёта Марцина Рея о Фундации «Открытый Диалог» [Фундация готовит иск против Рея – прим. ред.].

Самое главное, что автор публикует фальсифицированный документ Генеральной прокуратуры Украины, согласно которому в отношении Козловской идёт расследование по «обвинению в государственной измене, помощи в деятельности террористической организации и финансировании терроризма». В январе 2018 года Генеральная прокуратура Украины официально опровергла информацию о том, что в отношении Козловской ведутся какие-либо следственные действия, а в сентябре этого года эту информацию подтвердило МВД Украины.

Onet попытался связаться с редакцией Antikor.com.ua, чтобы побеседовать с Андреем Боженко. Редакция организовать такую беседу не согласилась. Используя контакты в украинских СМИ, мы пытались связаться с Боженко через других журналистов. Оказалось, однако, что никто не знает этого человека.

Статья о Козловской в Antikor.com.ua – единственная публикация Андрея Боженко, которую нам удалось найти. Мы спросили Antikor.com.ua, почему. Через некоторое время на страницах портала появилась ещё одна статья, подписанная Боженко. Мы быстро обнаружили, что статья такого же содержания была опубликована на двух других порталах, но она подписана совершенно другим автором.

В Украине Antikor.com.ua имеет репутацию портала, публикующего статьи низкого качества и компромат. Onet удалось связаться с сотрудником отдела связей с общественностью, работающего у одного из украинских предпринимателей. Он отказался разглашать информацию, поскольку опасался ответных мер со стороны служб безопасности, которые он подозревает в связях с порталом [его данные имеются в распоряжении редакции – ред.]. Он утверждает, что посетил редакцию Antikor.com.ua, чтобы «снять компромат на знакомого предпринимателя». Услуга обошлась в 2400 долларов.

Onet направил порталу Antikor вопросы, касающиеся полученных им сумм вознаграждения. Antikor ответил на них отрицательно. Мы также обратились к Antikor с вопросом о его связях со спецслужбами. Редакция ответила, что не раскрывает своих контактов, если только такое раскрытие является обязательным по решению компетентного суда.

На вопрос, почему портал Niezalezna.pl опубликовал сфальсифицированные документы в своей статье, притом, что восемь месяцев назад Генеральная прокуратура Украины опровергла их достоверность, мы обратились к главному редактору портала Гжегожу Вежхоловскому и секретарю редакции Гжегожу Броньскому. Редактор Броньский ответил: «Я не буду давать комментарий для Onet в какой-либо форме». Редактор Вежхоловски заявил, что сканы сфальсифицированного письма прокуратуры «были приложены в качестве иллюстрации тезисов ред. Боженко». На вопрос о проверке достоверности информации в рамках обычной журналистской практики редактор Вежховловский не ответил.

Источник: wiadomosci.onet.pl