• Дата

Казахстан цензурирует независимый портал «Республика». The Electronic Frontier Foundation выступило в защиту журналистов

Казахстанский режим пытается остановить публикацию статей, посвященных преследованию диссидента Мухтара Аблязова и пропагандистской кампании, инициированной против независимых СМИ и правозащитников. Пятном на репутации «оазиса демократии» – образе, который создает Астана на Западе – является свидетельство о фальсификации уголовных и финансовых дел в России, Украине и Казахстане. В обнародованных документах раскрывается схема систематического нарушения прав человека и преследования с целью дискредитации ключевых фигур оппозиции.

О казахстанском лобби, пытающемся подкупить (даже в странах ЕС) должностных лиц, судей и прокуроров и повлиять на их решения кроме «Республики» писали также европейские СМИ, такие как Der Spiegel и Mediapart. Астана в качестве мести казахстанским журналистам блокирует публикации независимого портала respublika-kaz.info.

Режим преследует и запугивает «Республику» за журналистские расследования, в которых показано закулисное функционирование Аккорды.

Все началось, когда журналисты «Республики» обнаружили, что их публикации исчезли, а сервер, расположенный в США, заблокирован. Было удалено 47 статей. Тогда поддержать портал решила американская неправительственная организация по борьбе за гражданские свободы в цифровом пространстве Electronic Frontier Foundation (EFF), которая занималась таким известным делом как защита Дмитрия Склярова. Теперь EFF представляет «Республику» на судебных процессах в США. В заявлении, опубликованном 06.05.2015, EFF отмечает, что вышеупомянутая медиа-группа является одним из врагов правительства Казахстана. Режим преследует и запугивает ее за журналистские расследования, в которых показано закулисное функционирование Аккорды. В течение многих лет власти пытаются закрыть «Республику», поэтому EFF обратилось к американской судебной системе с просьбой не допустить использования Казахстаном недавнего решения американского суда в целях цензуры СМИ Казахстана.

Дело началось в марте 2015 года, когда Казахстан подал в нью-йоркский суд на десятки неизвестных по обвинению в якобы взломе правительственных компьютеров и краже тысяч сообщений, отправленных с Gmail-аккаунтов. Суд запретил этим лицам распространять, использовать или просматривать материалы.

Мухтар Аблязов

казахстанский оппозиционер

основатель ДВК

Основатель партии «Демократический выбор Казахстана». Признан личным врагом президента Н. Назарбаева. Неоднократно заключенный под арест за свою политическую деятельность. Сейчас во Франции проходит судебный процесс по его экстрадиции в Россию или Украину, к которой на самом деле стремится Казахстан

В статьях, опубликованных на основе полученных материалов, приводились доказательства фальсификации дела главного оппонента казахстанского режима Мухтара Аблязова в России и Украине. Эти страны по просьбе Казахстана требуют выдачи диссидента из Франции. Фундация «Открытый Диалог» сообщала также о деятельности новых руководителей украинской прокуратуры, которые не только затягивают расследование преступлений, совершенных во времена Януковича, но и были задействованы в коррупционном скандале, связанном с преследованием Аблязова. По просьбе Фундации Печерский районный суд г. Киева возбудил уголовное дело в отношении одного из следователей киевской прокуратуры, проигнорировавшего коррупционные действия, которые могли иметь место в Министерстве внутренних дел Украины в рамках дела казахстанского оппозиционера. Кроме статей, проливающих свет на закулисные действия Астаны с целью манипулирования экстрадиционным процессом Аблязова, другие публикации показывали, какие методы Казахстан использует для дискредитации оппозиции и независимых средств массовой информации.

«Республика», как и другие информационные службы по всему миру, опубликовала информацию на основе этих электронных писем. Впоследствии нанятые Казахстаном адвокаты требовали от хостинг-провайдеров «Республики» удаления этих статей. Как отметил EFF, Казахстан пошел еще дальше, утверждая, что решение суда является равносильным с требованием удаления всей страницы. Правительство Казахстана также хочет судебным путем добиться от Facebook и хостинг-провайдеров «Республики» раскрытия персональных данных, которые будут идентифицировать авторов и читателей статей, опубликованных на сайте.

«Казахстан обратился в суд США – где Первая поправка к Конституции защищает публикацию материалов, даже если источник приобрел эти материалы незаконно – игнорируя наш закон (...)», – заявил Джейми Ли Уильямс из EFF. - «Журналисты «Республики» просто делали то, что должны были сделать: передавали информацию и сообщали о событиях, которые влияют на жизнь людей. Нельзя позволить Казахстану цензурировать их выражение таким способом».

Эти действия продолжают кампанию казахстанских властей против «Республики», которая длится около десяти лет. Изгнанная из Казахстана медиа-группа уже ранее была предметом DDoS-атак, а ее основателей преследовали и запугивали.

Организация «Репортеры без границ» дает низкую оценку Астане в рейтинге свободы СМИ. В 2014 году Казахстан занял 161 место из 180.

Недавно The New York Times писал об организации Зимних Олимпийских игр в 2022 году, на право проведения которых претендовали Китай и Казахстан. Газета обращала внимание на то, что вопросы соблюдения свободы слова и прав человека могут повлиять на решение о выборе места проведения соревнований Международным олимпийским комитетом. В свою очередь, в течение многих лет организация «Репортеры без границ» дает низкую оценку Астане в рейтинге свободы СМИ. В 2014 году Казахстан занял 161 место из 180; перед ним были, в частности, Азербайджан, Пакистан, Россия и даже Беларусь. Кроме того, преследования СМИ часто усиливаются во время избирательных кампаний. Накануне президентских выборов в апреле 2011 года (Назарбаев набрал тогда 95,5% голосов) периодически блокировалось большое количество веб-сайтов, в том числе Радио Свободная Европа, BBC и независимое телевидение К+. Власти также пытались заставить Google использовать серверы, локализованные в Казахстане, таким образом увеличив возможности контролировать содержание, которое появляется в национальной сети. Однако Google отказался и снял свой местный сайт, выйдя из казахстанского Интернет-пространства. Особые репрессии затронули самые независимые СМИ: видео-портал Stan TV, спутниковый канал К+, информационное агентство «Намистан» и газеты «Республика» и «Взгляд». Только они, прорывая информационную блокаду, введенную правительством, распространяли новости о забастовке в Жанаозене. Им также предъявлено обвинение в «экстремизме» и «информационном терроризме».

Смотреть заявления Electronic Frontier Foundation:

Смотреть публикации Mediapart о казахстанском лобби, работающем в Европе:

Смотрите также рейтинг организации Репортеры без границ: